Не секрет, что YM на спектруме, по сравнению с "коллегами", по своим возможностям довольно скуден, и из тембров имеет только неизменяемый по скважности прямоугольник, и безумную огибающую, которая всё это умеет смешивать и генерировать пилу. Причем при смешивании тона с пилой включается что-то типа ADSR. Но громкость она регулирует самостоятельно, скорость изменения зависит от частот смешиваемых нот, и влиять на это тяжело.
Помимо этого огибающая имеет приемлемый частотный диапазон только на низких нотах, из-за чего используется в основном в качестве баса.
В итоге получается, что тембров мы имеем два. Причем один из них ещё и с узким диапазоном, и не регулируется по громкости.
1. УПЛЫВАЮЩАЯ ОГИБАЮЩАЯ
Громкость огибающей, смешаной с тоном (в трекерах маска TnE) хоть и изменяется во времени сама, но музыкант может указать как именно она должна изменяться - начинать с максимальной громкости, или с минимальной, и через это хоть как-то рулить её громкостью. Вроде бы всё нормально, но нет. Тут кроются проблемы, об которые разбиваются спектрумовские музыканты. Например указываем старт с максимальной, и выглядеть оно должно примерно вот так
Но когда мы продолжаем брать ноты дальше, то имеем вот такую картину (синие вертикальные столбы -
момент взятия ноты)
Очевидно, что из-за такого поведения огибающей часть нот может быть просто не слышна.
Есть кое-какие способы борьбы с этим - например небольшое изменение частоты тона с помощью команд тонслайдов в момент извлечения ноты - это позволяет подстегнуть или замедлить темп изменения громкости . Либо тоновое смещение прямо в семплах. Но во первых, процесс этот довольно трудоёмкий - всё это подгоняется на слух, а во вторых - ноты из-за этого играют фальшиво (тут ещё надо учитывать что огибающая и так-то врёт, плюс врущие таблицы, плюс разные схемы подключения аигреков, разные спектрумы и всё такое).
На днях наткнулся на трекер Arkos Tracker 2, в котором эта беда вылечена.
Я не знаю точно, как это делается - скорее всего просто в регистр перезаписывается форма огибающей, но может есть ещё какие-то моменты, я не знаю. В семпл едиторе этого трекера есть галочка "retrig", наткнувшись на которую огибающая перестаёт гулять, и возвращается в начало.
для примера, вот так звучит гуляющая огибающая без retrig (ровно также она звучит в любом спектрумовском плеере\трекере)
а вот так звучит на тех же нотах огибающая, которая в начале каждой ноты натыкается на retrig
Почему эту фичу не сделали в спектрумовских тракерах до сих пор - я не знаю. Знаю только, что борьба с уплывающей громкостью огибающей приносит одни страдания для музыкантов
2. НОВЫЕ ТЕМБРЫ НА YM БЕЗ DIGITAL
Ковыряясь в музыке с разных платформ, наткнулся на интересную реализацию тембров на YM, ему не свойственных. Применяется данный фокус на Atari ST, но судя по всему, реализуем на спектруме, и вообще где попало.
Фокус заключается в пинании генератора пилы с помощью таймера, не давая ей доиграть всю пилу.
Например, в штатном режиме YM генерирует пилу примерно такого вида:
но если настроить таймер, и перезаписывать форму огибающей в регистре в нужные моменты, то можно добиться уже вот такого вида:
Регулируя таймером ширину - получаются разные тембры, которых и не хватает аигреку.
Понятно, что сожрёт больше процессора, и придётся синхрить под разные машины, но зато звукан!
Звучание SyncBuzzer эффекта можно услышать тут:
3. SIDSOUND
Есть целый эмулятор сидора на спектруме, довольно сносно играет траки с С64
Ну и все наверное видели демку DigiSid от Patisoners, где аигрек на спектруме голосит как будто в него вселился сидор. Кто не видел - посмотрите
Как я понимаю, знаменитый sid lead в DigiSid играется с помощью реалтайм генерации прямоугольного сигнала с шим.
По крайней мере, на графике в динамике такой звук выглядит так (верхний сигнал)
upd: Чуть не забыл добавить! Лет 5-10 назад PSB делал плеер на z80, который играл что-то сидоподобное на AY в одном из каналов. Значения скважности брались из громкости канала, в результате штатный прямоугольник заменялся динамически генерируемым цифровым с изменяемымой скважностью.
К сожалению, у меня не осталось тех файлов, можете сами попросить у PSB - может быть он вам покажет.
4 DIGITAL SOUND + AY
Совмещенное проигрывание штатных пиликалок аигрека и дигитал саунда, например ударных.
На спектруме реализовано много где, самая известная реализация наверное в деме Condommed от E-Mage
На 2:10 бедняга Ричи с трясущимися яйцами услышал знаменитое "Somebody in a house say yeah! "
Помимо Кондомнед, совмещение 50гц аигрека и дигитал семплов применялось ещё много где, а в игре Chase HQ вместе с AY играют ударные на бипере. Тем не менее! Такая возможность не была реализована ни в одном трекере.
5.ИТОГ
Все эти модные штуки реализованы на Atari ST c её MC68000 и YM, а мы в результате имеем 50гц бибикалу, которую в серьёз никто и не воспринимает наверно.
Хотя могли-ба на том же аигреке играть вот так!
всё, я кончил