Великая Россия на пути к светлому будущему!

FLAME :-E

Postby KOE » 06 Dec 2017, 21:01

lvd wrote:но при зарплате 20кр -- зависит напрямую.

Я не знаю, как там на производстве разгонных блоков, у нас людям, выполняющим ответсвенную работу, платят нормально. А 20-30кр получают девочки-секретуции и недоученные студенты. Если челу, делающему ответсвенную работу, платят 20-30кр, это уже преступление. А сам этот чел, скорее всего, сумасшедший.
lvd wrote:Ну сам посуди, тебе платят 20кр и основная твоя мысль -- как продержаться от зарплаты до зарплаты и когда успеть огород прополоть. А на работе работать будешь именно что распиздяйски.

Если б мне так платили, у меня не было бы мыслей, как продержаться от зп до зп, у меня были бы мысли, как и куда бы поскорее свалить оттуда.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
"Кто не обломался, тем еще предстоит"
User avatar
KOE
 
Posts: 4639
Joined: 15 Apr 2007, 13:06
Group: Registered users

Postby lvd » 13 Dec 2017, 11:05

http://geektimes.ru/post/296395/

Во вторник были озвучены результаты работы комиссии, расследовавшей причины аварии разгонного блока «Фрегат» со спутником «Метеор-М №2-1». Гадая о том, что случилось, мы пошли по верному следу, но все-таки не совсем правильно представили себе картину аварии. И Анатолий Зак, явно получивший инсайд, тоже не совсем точно пересказал сценарий произошедшего. А снабдив иллюстрациями выводы комиссии, мы, наконец, получим полное представление о ходе событий.

По шагам

Мы уже знаем, что плоскость стабилизации ракеты-носителя в полете будет проходить через ракету, стоящую на стартовом столе по диагонали.

Угол между севером и плоскостью стабилизации называется азимутом старта, и на «Восточном» он составляет 168,8°. Перед запуском ракеты на ней включились две системы управления — ракеты-носителя «Союз-2.1б» (далее СУ РН) и разгонного блока «Фрегат» (далее СУ РБ). Ракета должна была лететь курсом 354°, а разгонный блок, после отделения от третьей ступени, — 344°. Обе системы управления в нормальном полете должны обнулить азимут. Ракета выполняет этот маневр с 5 по 22 секунду полета, а разгонный блок — после отделения. У РБ на построение ориентации было меньше минуты, потому что его решили вывести на незамкнутую траекторию, и, если не включить быстро двигатель, то на орбиту бы выйти не получилось. Однако, еще перед стартом системы управления решили поворачивать в разные стороны, чтобы двигаться по кратчайшему пути. СУ РН решила поворачивать против часовой стрелки, потому что в этом случае на азимут 354° ей бы пришлось повернуть на 174°. А разгонному блоку на азимут 344° было выгоднее поворачивать по часовой стрелке на угол 175°.

К сожалению, разгонный блок только один раз, еще перед стартом, решил, в какую сторону ему поворачивать, и не обновлял алгоритм своих действий. В результате, когда ракета повернулась на 174 градуса, они добавились к углу, на который собирался повернуть разгонный блок. В момент отделения ошибка составила 363° (174°+175°=349°, очевидно, прибавились не упомянутые маневры ракеты), однако, вместо того, чтобы пересчитать направление движения, разгонный блок пошел по длинному пути. «Фрегат» может вращаться со скоростью до одного градуса в секунду, и за минуту до включения двигателя он успел повернуться на 55 градусов по часовой стрелке. Набранная же скорость вращения привела к тому, что в течение минуты первого включения двигателя блок фактически тормозил, поэтому и упал раньше третьей ступени.

Защита от Мерфи

В случившейся аварии и техника была исправна, и полетное задание было верным. Надеюсь, вам уже стало понятно, что и версия перепутанных космодромов является совершенно несостоятельной. Предположение, что виноват большой азимут старта космодрома «Восточный», тоже неверно. Фактически, это проявление закона Мерфи, как он есть — если у вас есть сектор в 10° (3% полного круга!), в котором системы управления решат разворачиваться в разные стороны, то вы построите космодром с таким азимутом старта, чтобы попасть в эти самые 3%. Отдельно стоит отметить, что, если бы «Фрегат» вывели на низкую орбиту, он бы успел развернуться и на неадекватный угол.

Так в чем же причина аварии? На этот вопрос отвечают два слова — «интеграционное тестирование». После создания отдельных модулей или систем необходимо обязательно проверить, что они будут нормально работать вместе. Утверждение, что виноваты программисты, разрабатывавшие программное обеспечение «Фрегата» 20 лет назад, тоже неверное — программа прекрасно работала для первоначальных условий, и надеяться, что ее сразу сделали под все возможные космодромы, не стоит.

Заключение

В аварии нет ничего хорошего, но все-таки иррационально приятно, что она относится к сложному и распространенному в космической технике типу. Это не залитые лишние тонны топлива из-за бардака в документации и не перепутанные на складе материалы. По такой же причине плохого интеграционного тестирования в атмосфере Марса сгорел аппарат NASA Mars Climate Orbiter, и разрушилась, потеряв управление, европейская Ariane 5 в своем первом полете. Если в нашей космонавтике сложность аварий будет расти и дальше, то это, по крайней мере, будет говорить о том, что с очевидными и простыми проблемами она уже справилась.
F̞͖̭̿̔ͯu̐̅cͬ̑ͩk̨̤̳͇̮̭̪̠̽̿̓̆ͭͩ ̷̩̰͎̩͓̘̾̀ͬ̊ͭ͛ͅda̝̺͙̬͎̝̾͟ ̰̜̝̯͉̯̖̓̎́ͨ̽ͫ͟f̟͇̭̀ͬͨͭ̐̚u̹̼̹̗̞͑̔͂͐̚cͭ̅̊̆̒̆ǩ̝̩̯́ͥ̔̍̑ḭ͓͍̳̬ͦ̽͂n͍͎͈̈̅ͩͬ ̊ͫ̂̾̑̈́f̲͚͉͓͗̋́ͧͦ̅ȗ͇̲̻͈̲̅̎͗͒ͭ͡c̬̟̠̹̯̈́ͩ͘ͅk̫̠̻̋͜a̲͒̾̇!͙͕̺͉̗̩̲̂̏̄̀
User avatar
lvd
 
Posts: 7168
Joined: 07 Apr 2007, 21:28
Group: Registered users

Postby lvd » 15 Dec 2017, 09:46

d714c848be61.jpg
d714c848be61.jpg (48.29 KB) Viewed 7 times

И постик к этому: https://fixik-papus.dreamwidth.org/64046.html
ИММ УрО РАН - это, если кто не знает, Институт математики и механики Уральского отделения Российской Академии Наук. Dislaimer: повлияло ли это на описываемые в посте события или нет - мне неизвестно. Фото подсмотрено у nanometrolog).

28 ноября 2017 года ракета-носитель "Союз-2.1" с разгонным блоком "Фрегат" успешно доставила метеоспутник "Метеор-М" и еще 18 попутчиков в Атлантический океан.

Причина оказалась банальной:
При построении ориентации после отделения от ракеты-носителя и перед запуском двигателя разгонный блок начал разворачиваться "не в ту сторону".



(инфографика взята у lozga)

Нужно было повернуть на 3 градуса против часовой стрелки. Однако заложенные в далеком 1998 году (когда космодрома "Восточный" и в планах не было) алгоритмы системы управления "Фрегата" - вычисляли направление вращения один раз, перед стартом, исходя из полетного задания. В результате блок начал поворот по часовой стрелке - на 357 градусов (в инфографике тут очевидно ошибка) и не успел его закончить до включения двигателя за отведенную на ориентацию 1 минуту.

При запусках с Байконура и Плесецка полетное задание другое, и такой ситуации с 2000 года не возникало.

Кто и как отвел это время - отдельный вопрос, никем почему-то не обсуждаемый. Понятно, что разгонный блок со спутниками находится на суборбитальной траектории и если не включить двигатель быстро - тоже окажешься в Атлантике. Вот только тайм-ауты "5 секунд от отделения до начала ориентации" и "1 минута на ориентацию" явно говорят: цифры не расчетные, а средне-потолочные.
Видимо, как-то так:

OrientationStartDelayTimer (In := SeparationComplete, PT := T#5s); //вроде как должно хватить
EngineStartDelayTimer (In := SeparationComplete, PT := T#1m); //секунда мало, час много, минута в самый раз

Равно как и факт разрешения на запуска двигателя без проверки построения нужной ориентации никем не обсуждается (хотя косяк ничуть не меньше).

Но и это все не критично. Разобрались, устранили, проверили, убедились, что не повторится.
Однако от высказываний официальных лиц по поводу этой аварии я просто охренел.

Зам. руководителя Роскосмоса:
"существующие математические методы моделирования выведения космических аппаратов не могли выявить некорректную работу алгоритма системы управления "Фрегата" до старта"

Руководитель Роскосмоса
"специалисты пришли к выводу, что к нештатной ситуации привело непрогнозируемое поведение разгонного блока после его отделения от ракеты-носителя"
"Мы столкнулись с проблемой, которая была связана не с качеством, не с дисциплиной на производстве, а с особенностью составления программного обеспечения, которое впервые тестировалось около 20 лет назад."
"Если бы этот пуск происходил в другое время года и были бы несколько другие поля падения, то у нас возможно аварии и не было бы."

Перевожу на русский:
Мы Х его З, чего там наши покойные предки намудрили 20 лет назад в этом разгонном блоке.
Сейчас мы понятия не имеем, как он там вообще после отделения от ракеты работает.
Говорят, там какие-то заморочки есть, но раньше вроде прокатывало.
А тут с нового космодрома не прокатило. Совсем чуть-чуть не повезло. Вот бы километр в сторону, секундой позже - глядишь бы, сработало как надо.
Надо повторить, в следующий раз авось сойдет.
Ну, что ж поделать, мы же все равно без малейшего понятия, как это можно было проверить.
Вот Иван Иванович был голова, он сам все проверял и добро давал, царство ему небесное.
А теперь наш нынешний главный математик-баллистик (на полставки) из профильного института академии наук так и сказал - наука перед кватернионами бессильна.
Всякие там методы Quaternion.CreateFromYawPitchRoll - это ж бесовство галимое, крыша едет сразу и навсегда.
Поэтому мы теперь ракеты освящаем, батюшка обещал вероятность успешного вывода на орбиту повысить.

Ничуть не лучше была и прошлая авария по вине вышеупомянутого разгонного блока.
В результате которой спутники "Милена" и "Дореза" европейской системы навигации "Галилео" оказались на бесполезной орбите.
Причиной стало замерзание трубопровода подачи гидразина, который оказался связан единым крепежом с трубопроводом подачи гелия. Из-за "двусмысленности в документации" (это официальное заключение, да).

Перевожу на русский:
"Что-то непонятно, как тут эти трубки прикрутить. Вот Иван Иванович был мастер золотые руки, всегда все правильно делал. Надо было у него поспрошать, пока живой был. Ну ничего, вроде и так сойдет. Хотел выяснить, на кой тут эти трубки нужны и что с ними в космосе будет - так никто в цеху, даже военпред, и не знает толком".

В те же ноябрьские дни в том же разгонном блоке, но на другом космодроме, вылезла другая проблемка.
Его банально не смогли заправить из-за посторонних предметов - двух резиновых заглушек. Заглушки предназначены для защиты топливной системы от попадания инородных тел при транспортировке. Рабочие при сборке агрегата просто забыли достать их из заправочного коллектора.

Делает "Фрегаты" то самое НПО им. Лавочкина, которое отличилось эпик-фейлом "Фобос-в-Грунт".
Вангую, что еще лет пять-семь в том же духе (в Химках, почти за МКАД, зарплаты у слесарей-сборщиков меньше, чем у менеджеров интернет-магазина, а у инженеров меньше, чем у продавцов-консультантов в салоне сотовой связи) - и разгонные блоки мы будем покупать в Китае, если надо подешевле. Или в США если надо понадежнее. Заодно со спутниками и ракетами.
F̞͖̭̿̔ͯu̐̅cͬ̑ͩk̨̤̳͇̮̭̪̠̽̿̓̆ͭͩ ̷̩̰͎̩͓̘̾̀ͬ̊ͭ͛ͅda̝̺͙̬͎̝̾͟ ̰̜̝̯͉̯̖̓̎́ͨ̽ͫ͟f̟͇̭̀ͬͨͭ̐̚u̹̼̹̗̞͑̔͂͐̚cͭ̅̊̆̒̆ǩ̝̩̯́ͥ̔̍̑ḭ͓͍̳̬ͦ̽͂n͍͎͈̈̅ͩͬ ̊ͫ̂̾̑̈́f̲͚͉͓͗̋́ͧͦ̅ȗ͇̲̻͈̲̅̎͗͒ͭ͡c̬̟̠̹̯̈́ͩ͘ͅk̫̠̻̋͜a̲͒̾̇!͙͕̺͉̗̩̲̂̏̄̀
User avatar
lvd
 
Posts: 7168
Joined: 07 Apr 2007, 21:28
Group: Registered users

Previous

Return to Флейм

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 4 guests

cron